История «сталинских» высоток

В Москве, обрушилась одна из восьми декоративных башенок гостиницы «Украина».

История этой высотки
и остальных зданий той эпохи изложена в этом материале. Вот как выглядит пострадавшее пожилое строение:

Предыстория строительства семи московских высоток. Возникновение и расцвет «сталинского классицизма»

Согласно легенде, Сталин сказал примерно так: «Мы выиграли войну и признаны во всем мире как великие победители. Мы должны быть готовы к приезду в наши города иностранных туристов. Что будет, если они пойдут по Москве и не увидят никаких небоскребов? Их сравнения с капиталистическими столицами могут быть не в нашу пользу…».

Еще задолго до того, как было официально объявлено о закладке Московских высотных зданий, в советской печати очень активно начала «прорабатываться» тема применения новых технологий в отечественном строительстве.

Именно в это время, в 1946 году «Великий Вождь всех народов Товарищ Сталин» был провозглашен на съезде архитекторов «отцом и другом всех советских архитекторов» да и что там говорить – просто «величайшим архитектором всех времен и народов».

В те годы в печати обсуждались важные проблемы о решениях фасадов жилищной застройки, повышения функциональности и технологичности строительства с учетом современных, по меркам того времени, строительных технологий. Многие из них, кстати, так и остались на бумаге, поскольку содержали анализ позитивного опыта строительства за рубежом.

Большое значение – научно-просветительское, с одной стороны, и сдерживающее угрозу безвкусицы – с другой, – получила созданная в этот период (1933 г.) Всесоюзная Академия архитектуры.
Собрав в своих стенах весь цвет архитектуры – старшее, среднее и молодое поколения, она достаточно скоро превратилась в подлинный, высокой культуры научный центр архитектуры. Сразу после организации Академия приступила к переизданию самых ценных и редких книг и работ по архитектуре. Открывалась возможность глубокого изучения классического и русского прошлого. В недрах Академии разрабатывались новые концепции современной советской архитектуры.
Начались большие проектные и строительные работы по реконструкции ряда городов и в первую очередь – Москвы.
Начался новый, продолжительностью в два десятилетия, весьма своеобразный классический период советской архитектуры.

Градостроительная идея реконструкции центра столицы этого периода была столь верна и глубока по замыслу, что даже осуществленная ее часть позволяет оценить масштабы задуманных преобразований. Но этот грандиозный для своего времени замысел устройства ансамбля центральной зоны Москвы не был реализован полностью.

Центр ансамбля – Дворец Советов был разобран во время войны, поскольку металлоконструкции каркаса были затребованы для нужд обороны Москвы. Хоть проект Дворца и был неоднократно осуждаем после смерти Сталина, но проекта сходного по качеству не было представлено даже на хрущевском конкурсе 56-58 годов.

Вариант 1 Вариант 2

По проекту фундамент Дворца Советов был значительно больше и глубже, чем фундамент разрушенного храма. Поэтому фундамент храма тогда просто извлекли из раскопанного котлована и вывезли.
На его месте возникла пустая бетонная коробка, которая, в течение почти что двадцати лет, находясь за забором в самом центре Москвы, зияла провалами, заполненными дождевой водой.

Видимо это и навело хрущевских градостроителей на спасительную мысль об устройстве бассейна – ведь почти все было уже сделано до них. Поэтому бассейн «Москва» был круглым, что вообще не характерно для плавательных сооружений. Его поместили внутри бетонного кольца, которое должно было играть роль опоры Большого зала.


В определенном смысле обновленный Храм —
это законный правопреемник Дворца Советов

По преданию, монахи Алексеевского монастыря, который был основан на том самом месте еще в XIV веке и в XIX веке был разрушен именно для постройки Храма Христа Спасителя, уходя, пожелали этому месту «быть пусту». Монашеское проклятие не было шуткой – с той поры ни одно сооружение еще не смогло устоять здесь достаточно долго…

Не была построена и вторая по значимости высотка – административное здание в Зарядье:

На цветной открытке 1949 года показана панорама Зарядье-Котельники со стороны Кремля. На Котельниках отстроено еще только крыло дома вдоль набережной Москвы-Реки. Строительство высотной части в 49 году только начиналось, а строительство крыла по Подгорной набережной начали еще позже. Зарядье было окружено китайгородской стеной (остатки ее были сохранены и реставрированы на задворках разрушенной ныне гостиницы Россия). Обратите внимание, что вокруг стилобата были сохранены несколько церквей, имеющих историческое значение.


Высотные здания должны были стать основой для формирования ансамблей площадей Москвы.

То, что реализовали в 60-х годах, весьма отдаленно напоминает идеи в композиции Смоленской площади. Площадь осталась трапециевидной, как задумывалось по проекту, но вместо фланкирующих ее по сторонам зданий, ограниченных по этажности и подчиненных высотному центру, в нее включены два чуждых по архитектуре высотных корпуса гостиницы «Белград».

Смоленская площадь. Перспектива с
Бородинского моста.
Первый вариант проекта.
Та же перспектива на фото. 2003 г.

Аналогичным образом сложилась судьба архитектурного ансамбля на площади Восстания.

Перспектива со стороны Красной Пресни. 1951 г. Та же перспектива на фото. 2003 г.

Не были снесены даже малоэтажные строения со стороны павильона станции метро «Баррикадная». Сегодня часть этих строений позапрошлого века, на месте которых планировалось устроить сквер и фонтан, находятся в аварийном состоянии. В результате именно ими, а не ансамблем площади любуются москвичи и гости столицы, выходя из ворот зоопарка.

Технология каркасного строительства

Почти никто теперь не помнит о том, что Московские высотки, практически впервые в СССР, строились каркасным способом. В этом была доля риска, без которого не обходится ни один эксперимент. О том, насколько он удался, судят сегодня жители этих домов. Идея каркасного строительства состояла в том, что надземная часть здания монтировалась из стального каркаса, элементы которого сваривались или реже скреплялись болтами.

Отдельные элементы каркаса армировались бетоном. Делалось это не только из необходимости усиления жесткости, но и из соображений защиты каркаса.
Кирпичная кладка каждого этажа опиралась на стальные ригели, передающие усилия на колонны. Помимо кирпича и гипсовых блоков при устройстве перегородок применялись и пустотелые керамические блоки, призванные облегчить вес здания. Значительную часть здания занимали пустоты и технические ходы, что очень сильно облегчало вес конструкции, по сравнению с традиционно возводимыми строениями. Именно это и позволило, в конечном счете, возвести такие огромные сооружения на подвижных грунтах берегов Москва-реки.

Первоначально в высотных зданиях проектировались монолитные железобетонные перекрытия, которые будучи жестко связанны со стальным каркасом здания, учитывались в расчете каркаса, обеспечивая его пространственную жесткость и более равномерную работу элементов на горизонтальные усилия от ветровых нагрузок. Однако в ходе строительства и тут пришлось вносить некоторые изменения. Так в центральной части Главного Здания МГУ треть перекрытий была выполнена сборной из плоских безреберных плит.

Решения планировок

На планах этажей Московских зданий, которые были опубликованы в те годы трудно не заметить тавровую структуру осей. Помимо повышения надежности такая инженерная находка помогала решить еще одну задачу – издалека наблюдателю казалось, что дом имеет большие размеры, чем это было на самом деле. «Оптический обман» достигался за счет того, что основные объемы были сосредоточены не в центральном стволе (как это принято из экономических соображений в современном строительстве), а распределены по осям. За счет большого количества перпендикулярных плоскостей здание выглядело более широким и монументальным. По понятным причинам этот эффект ослабевает, если смотреть на здания спереди. Не случайно перспективы являются одними из самых выгодных их видов.

Такой же фокус был применен и для «увеличения» его высоты. Здания росли вверх ступенями, наподобие культовых пирамид ацтеков. За рубежом этот стиль нередко еще называют «стилем свадебного пирога». Дом, как торт, растет вверх, расширяясь ступенями книзу. В Москве это становится особенно заметным, если смотреть на здание издалека, когда его высота уже не столь «необъятна», как вблизи.

Керамические фасады, папье-маше и литой камень

Московские высотные дома строились в тот период, когда впервые начали применять для облицовки крупных общественных и жилых зданий керамические плиты на базе белых глин.

Интересной особенностью облицовки зданий МГУ являлось применение для отдельных элементов (в основном выступающих пилястр и фасонных вставок) облицовочных панелей площадью от 8 до 15 кв. м и весом от 1 до 3 т, изготовляемых на тонкой железобетонной основе па заводе строительства.

Пожалуй, это было первое в практике нашего строительства применение стеновых панелей, нашедших в дальнейшем уже в качестве основного элемента стены столь широкое (хотя и не всегда удачное) применение. Всего при строительстве МГУ керамикой было облицовано 280 тыс. кв. м, в том числе крупными панелями – 25,2 тыс. кв. м.

Помимо новаторства в применении керамической облицовки фасадов при строительстве московских высотных зданий были опробованы на практике многие другие интересные технологии.

Так, отлично зарекомендовали себя на строительстве МГУ и других домов детали скульптур, изготовленные из белого литого камня. Внешне они ничем не отличались от высококачественного известняка.
Изготовлялись эти детали в мастерских строительства и служили как для сооружения монументальных скульптур, так и для облицовки главного корпуса в качестве переходных элементов от гранитного цоколя к керамической облицовке.

Эскиз скульптуры на ризалите
высотной части МГУ, 1951г.
Та же скульптура,
фото спустя 50 лет

Подготовленная черновая гипсовая форма, оклеенная плитками из литого камня, являлась наружной опалубкой для железобетонного остова скульптуры. Собиралась эта опалубка по поясам, которые при установке скреплялись вязальной проволокой. Швы между поясами заклеивались плитками из литого камня и с наружной стороны загипсовывались.

По мере установки на место поясов черновой формы монтировался внутренний металлический каркас из круглого арматурного железа.
Одновременно устанавливалась опалубка внутренней стороны оболочки из строительной фанеры по обычным дощатым кружалам.


Вторая технология, о которой непременно следовало бы рассказать – это технология производства внутренних художественных деталей из бумажной массы с последующей бронзировкой. Прежде подобная практика не применялась в советском строительстве. Не применяется она и сегодня….

Следует отметить, что изготовление внутренних архитектурных деталей из бумажной массы (так называемого папье-маше), заменяющих дорогостоящие тяжелое литье и бронзовые детали, широко применялось в России еще во времена Екатерины II. Русские строители достигли в этом деле большого совершенства. И сейчас во дворцах, построенных двести с лишним лет тому назад, многие архитектурные детали и люстры, сделанные из бронзированного папье-маше, находятся в полной сохранности.

Посетители этик дворцов-музеев даже и не представляют, что все эти детали выполнены из бумажной массы, а не из металла…
На строительстве МГУ бумажная масса широко применялась для изготовления вентиляционных и потолочных декоративных решеток, а также деталей люстр.

Падужная вентиляционная решетка
в актовом зале ГЗ МГУ
Люстра и часть потолка
в актовом зале ГЗ МГУ

Решения фундаментов

Строительство в «стиле свадебного пирога» имело и еще одну, более практическую цель – сделать нижнюю часть здания, и следовательно его фундамент, более широким, что позволило бы распределить вес здания по наиболее широкой площади. Высотные здания требовали надежной опоры в виде широких бетонных фундаментов. Московские грунты вообще плохо предназначены для высотного строительства.

Действительно, при устройстве фундаментов высотных зданий инженерам приходилось иметь дело с водонасыщеными грунтами.
Для разных зданий проблема отвода грунтовых вод решалась по-разному.
Так, при строительстве гостиницы на Комсомольской площади, искусственное свайное основание впервые в строительной практике было осуществлено способом вибронабивки.
С поверхности в грунт забивались большие металлические трубы, имевшие на конце чугунный наконечник. Когда труба доходила до прочного несущего грунта забивка прекращалась, в трубу вставлялся металлический каркас (в будущей свае он играл роль скелета) и труба сверху заполнялась пластичным бетоном.
Потом труба захватывалась специальными приспособлениями, и копер уже не ударами а обратным встряхивающими рывками постепенно извлекал ее из грунта, оставляя в грунте набитую, но еще сырую, неотвердевшую железобетонную сваю.
Пластичный бетон затвердевал через несколько дней и приобретал необходимую прочность.

Иначе были организованы работы по устройству основания под высотное здание на Дорогомиловской набережной.
Рядом была река, фундамент предстояло заложить на глубину 10 метров ниже уровня грунтовых вод и обычной откачкой воды грунт все равно не удалось бы обезводить настолько, что бы котлован оставался сухим.

И на строительной площадке был применен новый способ так называемого иглофильтрового водопонижения. Иглофильтр – это металлическая труба диаметром 2 дюйма и длинной полтора метра. Стенки трубы имеют множество круглых отверстий. Труба обматывается двумя защитными сетками – 3 мм и 0,3 мм.
Внизу на инглофильтровую трубу навернут металлический наконечник – стакан с острозубчатым краем (фрезом), а внутри стакана помещен небольшой резиновый шарик.
В грунт иглофильтр погружается гидравлическим способом: он подключается к водопроводу и вода, поступающая под давлением в трубу, отжимает шарик книзу и промывает скважину для погружения иглофильтра. Снабженный зубчатым фрезом иглофильтр легко погружается все глубже до тех пор пока на поверхности не останется оголовник трубы.

В итоге строительная площадка получается как бы огороженной подземным трубчатым частоколом, расстояние между «кольями» которого не превышает одного метра.
К оголовнику каждого иглофильтра присоединялось трубчатое колено, которое подключалось к водосборному коллектору – трубе диаметром 7-8 дюймов, соединенной с вакуум-насосом. При включении насоса резиновые шарики в стаканах иглофильтров подбрасываются вверх и как пробки затыкают нижний срез трубы.
А вода, просачиваясь сначала через защитные фильтрующие сетки а потом через отверстия в стенках иглофильтров, перегоняется в водосборный коллектор и удаляется из осушаемого контура. После того, как была готова гидроизоляция всех подземных сооружений высотного здания, иглофильтры просто отключили.

Котлован огражден подземным частоколом
иглофильтров, присоединенных
к общему водосборному коллектору.
Охлаждающий контур
для заморозки
плывунных грунтов.

Однако самый уникальный способ устройства основания высотного здания был применен на Лермонтовской площади.
По технической смелости и инженерному искусству мировая строительная практика не знала аналогичного примера.

Под южной частью правого крыла здания было необходимо устроить два эскалаторных хода, которые бы обеспечивали второй выход из уже действующей станции метрополитена.
При этом пол промежуточного поворотного вестибюля располагался на 16 метров ниже подошвы фундамента здания, его окружала толща водонасыщенных плывунных грунтов.
Было принято решение заключить вестибюль в жесткий шестигранный «стакан», который одновременно будет играть роль фундамента правого крыла административной части здания. «Стакан» и лежащую на нем крышку с двумя консольными выступами под эскалаторные ходы необходимо было возводить не задерживая хода работ на высотной части здания.

Учитывая жесткие сроки, а так же невозможность перекрытия движения по Каланчевской улице, было принято решение отказаться от раскрытия котлована с обычными для слабых грунтов откосами.
Инженеры решили обратиться к способу проходки глубоких котлованов с искусственным замораживанием плывунных грунтов, таким образом использовать замороженный грунт в качестве материала, способного воспринять давление окружающего грунта а также гидростатическое давление грунтовых вод.

Однако истинное чудо инженерного искусства заключалось даже не в этом, а в том, что конструкции высотного здания намеренно возводились с наклоном. Дело в том, что в результате пученья замороженного грунта край фундамента со стороны вестибюля должен был подниматься, в то время как другой его край под возрастающим давлением стальных и бетонных конструкций должен был давать осадку.

Было принято беспрецедентное в практике строительства сооружений подобного рода решение – вести монтаж колонн центральной части здания с заданным контр-креном.

Подробности этого уникального опыта в истории строительной практики можно найти в каталоге выставки, опубликованном в Москве в 2004 году к 100-летнему юбилею Алексея Николаевича Душкина, архитектора, построившего это здание.
Они приводятся в статье И.Б.Каспэ «Выдающаяся победа в истории строительной техники». Автор стати пишет: «Каждый раз, поднимаясь на эскалаторе в сторону Каланчевской улицы мы должны вспоминать о том, что здесь в середине 20-го столетия была одержана одна из самых выдающихся побед в истории строительной техники».

Интересен еще один факт, о котором также сегодня уже почти никто не помнит – все восемь московских высоток были заложены в один день – в день восьмисотлетия Столицы. В этом тоже состоял замысел вождя – рубеж своего 800-летия Москва переступала, устремляясь ввысь. 12 сентября 1947 года «Советское искусство» в заметке «Закладка многоэтажных зданий» сообщала:

«В день восьмисотлетия юбилея Столицы состоялась закладка восьми многоэтажных зданий, которые, по предложению товарища Сталина, будут сооружены в Москве.


На митинг, посвященный закладке самого высокого, 32-этажного здания собрались трудящиеся Ленинского района.
Этот дом, в котором будет 750 жилых квартир и 520 рабочих комнат, сооружается на Ленинских горах, на берегу Москвы-реки. Перед трибуной – сложенный из кирпича столбик, к которому прикреплена бронзированная плита с надписью:
«Здесь будет сооружено 32-этажное здание. Заложено в день 800-летия города Москвы 7 сентября 1947 года».

В этот же день в разных районах Москвы была произведена торжественная закладка пяти шестнадцатиэтажных зданий».

Воробьевы горы. Здание МГУ

В 1948 году сотрудники отдела ЦК партии, курировавшего науку, получили из Кремля задание: проработать вопрос о постройке нового здания для МГУ. Докладную записку они подготовили совместно с ректором Университета – академиком А.Н. Несмеяновым, предложив возвести для «храма советской науки» высотку.

Из ЦК бумаги перекочевали к московским властям. Вскоре Несмеянова и представителя «научного» отдела ЦК пригласили в горком партии: «Ваша идея нереальна. Для высотки нужно слишком много лифтов. Поэтому здание должно быть не выше, чем в 4 этажа.»

Через несколько дней у Сталина состоялось специальное совещание по «университетскому вопросу», и генералиссимус объявил свое решение: возвести для МГУ здание высотой не меньше 20 этажей на вершине Ленинских гор – чтоб издалека было видно. «…И чтобы предусмотрели каждому студенту отдельную комнату в общежитии! – добавил великий вождь и уточнил у Несмеянова: – Сколько предполагается у вас учащихся? Шесть тысяч? Значит, должно быть шесть тысяч комнат!» Тут в разговор вмешался Молотов: «Товарищ Сталин, студенты ведь народ компанейский. Скучно им будет жить поодиночке. Пусть хоть по двое селятся!» – «Хорошо, оставляем три тысячи комнат!»

Торжественная церемония закладки первого камня высотного здания МГУ состоялась 12 апреля 1949 года, ровно за 12 лет до полета Гагарина.


Главное здание МГУ сразу же побило многие рекорды. Высота 36-этажного высотки достигает 236 метров. Для стального каркаса здания потребовалось 40 тысяч тонн стали. А на возведение стен и парапетов ушло почти 175 миллионов кирпичей. Столь полюбившийся Сталину шпиль имеет высоту около 50 метров, а венчающая его звезда весит 12 тонн.

На одной из боковых башен установлены часы-чемпионы – самые большие в Москве. Циферблаты сделаны из нержавеющей стали и имеют диаметр 9 метров. Стрелки часов тоже весьма внушительны. Минутная, например, вдвое длиннее минутной стрелки кремлевских курантов и имеет длинну 4,1 метра, а весит 39 килограммов.

В высотке было создано и уникальное лифтовое хозяйство. Специалисты изготовили 111 лифтов особой конструкции, в том числе и высотные скоростные кабины.

Весьма вероятно, что Главное Здание Университета является рекордсменом и по количеству колонн. Подсчитать их число практически невозможно. Часть колонн поставлена исключительно ради украшения, и не несет никакой конструктивной нагрузки.


Иосиф Сталин не дожил до этого события семь месяцев. Возведенное по его инициативе высотное здание «храма науки» торжественно открыли 1 сентября 1953 года. Проживи он еще немного, и Московский государственный университет стал бы вместо «имени М.В. Ломоносова» – «имени И.В. Сталина».

Котельническая набережная, д. 1/15

Жилой дом на Котельнической набережной, высотой 176 метров, построен в 1948-1952 годах по проекту архитекторов Д. Чечулина, А. Ростковского и инженера Л. Гохмана.
Высотный дом замыкает перспективу от Кремля до слияния русла Москвы-реки и Яузы и занимает господствующее положение в районе. Здание ритмично и плавно нарастает от краев к центру, в своей главной части достигая 26 этажей. В доме размещены 700 квартир, кинотеатр «Иллюзион».

Центральный корпус дома увенчан обелисками, скульптурными группами и фигурными парапетами. Три более низкие башни и боковые крылья защищают здание с флангов. Высотка гармонично вписывается в сложный ландшафт на стрелке двух московских рек. Она является завершением перспектив небольших улиц и переулков, спускающихся по склонам холмов к излучине Яузы.

Здание на Кудринской площади

Безусловно это – музей! На каждом этаже которого живет множество человек. Ажурные аттики, украшающие ступенчатые крыши, скульптурные группы на фасаде – фигуры, символизирующие труд творчество и оборону расположенные на угловых пилонах первого этажа, мрамор лестниц – всю эту красоту трудно даже объять восхищенным взглядом.

Этот дом – в чем-то зеркало эпохи, музей истории страны. Его так и называли – дом авиаторов. Основную часть жильцов составляли космонавты, летчики, авиаконструкторы, поднявшие на крыльях славу Страны Советов. Даже расположение боковых корпусов и основной вертикали здания создает впечатление, что смотришь на круто взмывающую в небо крылатую машину.

Дом, спроектированный в стиле «свадебного пирога», сужается кверху ступенями.

На двадцать пятом этаже находится смотровой периметр. Если смотреть с земли, то двадцать пятый этаж – это последний этаж башни, окна на нем огромные, выполненные в виде арок. За этими окнами по периметру здания идет галерея, имеющая назначение смотровой площадки.

Со смотровой площадки открываются замечательные виды Москвы. В ясную погоду очень отчетливо различимы неповторимые силуэты других высотных зданий – спутать с другими строениями их просто невозможно.

Смоленская площадь, здание МИДа России

Высотное здание МИД на Смоленской-Сенной площади, д. 32/34, считают ориентиром Садового кольца и петли Москвы-реки.
27-этажное строение развернуто в сторону открывающейся площади и уходящего в перспективу Бородинско-го моста.


Здание Министерства иностранных дел, построенное в 1948-1953 годах, среди своих высотных собратьев наиболее сдержанно по декору и органично по композиции. В оформлении применены металлические решетки, обелиски и лепнина.

Строительство МИДа

Венчает башню металлическая шатрообразная композиция, не входившая в первоначальный замысел (сооружена по личному указанию И. В. Сталина), придавшая облику высотки сходство с традиционными московскими силуэтами.


Здание, несмотря на свои громадные размеры, вписалось в сложный характер местности, не разрушая очарования соседних переулков Арбата.

Гостиница «Украина»

Рядом со станцией метро «Киевская» находится еще одно чудо московского высотного градостроения – известная гостиница «Украина» (Кутузовский просп., д. 2/1), взмывшая ввысь на 200 метров.


Ее корпуса открываются взору при въезде на Кутузовский проспект из центра со стороны Нового Арбата. Высотка не только подчеркивает правительственную магистраль, но и приковывает внимание к руслу Москвы-реки, которая петлей обвивает эту громаду.


Построена гостиница в 1953-1957 годах архитектором А. Мордвиновым при участии В. Олтаржевского, В. Калиша и инженера П. Красильникова.

Центральная высотка достигает 29 этажей, в ней размещено около 1000 номеров.
Парадный вход гостиницы оформлен круглым живописным плафоном, не менее обильно декорированы наружные стены обелисками, аттиками из пятиконечных звезд, вазами в виде снопов пшеницы.

Из окон ротонды 29-го этажа видны не только Белый дом, здание мэрии, но и вся прекрасная панорама Москвы.

Этому высотному строению досталось от критиков больше всего: и силуэт вместе со шпилем резкий и негармоничный, и чересчур много декора. Но уже трудно представить на месте гостиницы «Украина» какое-то другое здание – высотка по-прежнему приковывает к себе восхищенные взгляды.

Гостиница «Ленинградская»

Это самое небольшое здание из высоток – 17 жилых этажей – образует единую пространственную композицию с тремя вокзалами, завершая перспективу Комсомольской площади с юго-запада.
Гостиница построена в 1949-1952 годах (архитекторы Л. М. Поляков и А. Б. Борецкий), расположена Каланчевской улице, д. 21/40.

Авторы подхватили основную направленность застройки привокзальной площади известными зодчими Шехтелем и Щусевым – стилизацию под древнерусский терем.

Высотка представляет собой столпообразное сооружение на широком основании, очень точно найденное в соотношении с окружающим пространством.


Экстерьер и интерьер гостиницы богато оформлены. Авторами применены стилизованные элементы московского барокко. В парадном вестибюле привлекают внимание рельеф с изображением Святого Георгия Победоносца, великолепная декоративная решетка и массивные люстры.

В то же время удачный силуэт здания не позволяет рационально спланировать внутренние помещения. Высотная часть дома малофункциональна.

Высотка у Красных Ворот

На Садовой-Спасской улице, д. 21, возвышается еще одна башня, в которой расположен выход из станции метро «Красные Ворота».
Дом, совмещающий в себе функции жилого и административного здания, построен в 1949-1953 годах (архитекторы А. Н. Душкин, Б. С. Мезенцев).


Увенчанная шпилем центральная часть расчленена массивными пилястрами, что придает зданию динамизм.
Боковые ярусные башни, примыкающие к главной, повторяют ее квадратный план, усиливают впечатление масштабности, но и добавляют однообразность внешнему облику. Строгую квадратную композицию высотки оживляет наружный декор, в котором сочетаются классические элементы и древнерусские мотивы.

21 век: Триумф-Палас

По заверению создателей он «основан на лучших традициях; устремлен в будущее».


Вот оно, живое и зримое наследие эпохи сталинского классицизма.
Возрождение интереса к формам пятидесятилетней давности вполне объяснимо – мировая архитектура, сделав виток на пути освоения новых форм и строительных материалов, вновь обратилась к переосмыслению ставших уже классическими представлений.

По большому счету за прошедшие полвека инженерная мысль так и не смогла придумать ничего более удачного в области решений высотного строительства. Первенство открытия «золотого сечения» по прежнему остается у сталинских архитекторов.

Более того, печальные события 2001 года, известные всему миру как обрушение башен всемирного торгового центра на Манхеттене, показали вопиющую правоту советских ученных, настойчиво предупреждавших мир об уязвимости конструкций каркасных строений.

Однако высоток в Москве только семь, а жилых и того меньше – всего две. Маловато будет – резонно рассудили строители 21 века. Кроме того, внутреннее оснащение этих зданий давно не соответствует требованиям, предъявляемым к своему жилью нынешней ВИП-публикой. Не строили в те годы ни аквапарков, ни зимних садов, ни коттеджей-пентхаусов, ни даже волоконно-оптических сетей SDH, позволяющих жильцам просматривать сайты на невиданных прежде скоростях.


И тут московские градостроители 21 века и впрямь решили показать, что они ничем не хуже сталинских зодчих. И решили украсить парковую часть района «Сокол» новой, восьмой высоткой, которая, по утверждениям проектировщиков, обещает быть еще одной градостроительной доминантой Москвы.

Глядя на нее, в пору перефразировать слова классика: – «Если бы здание МГУ да приставить к башне Дворца Советов, только без Ленина, да, пожалуй, прибавить к этому еще все мыслимые ныне удобства…» получилось бы, ни много ни мало, восьмое высотное здание под названием «Триумф-Палас».

По материалам: http://www.visotki.nm.ru/


Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s