Подарок Сталина Варшаве – Дворец культуры и науки

Это последнее, что ожидаешь там встретить, и первое, что видишь, выходя из варшавского вокзала – «сталинская» высотка.

Потом тебе начинают объяснять, что это действительно родная сестра московских высоток, подаренная Советским Союзом Польше.

Историческая необходимость
«Ну что ж, вполне можно», – вроде бы произнес 2 июля 1951 г. Юзеф Сигалин, главный архитектор Варшавы. Он как раз водил по городу министра иностранных дел СССР Вячеслава Михайловича Молотова, когда тот спросил: «А как вы посмотрели бы в Варшаве на такое же высотное здание, как у нас?».

Сигалин, архитектор и градостроитель, родившийся в Варшаве в 1909 г., несомненно, наложил свой отпечаток на родной город. Он намечал основы первого генерального плана послевоенной Варшавы, был фактическим организатором Бюро восстановления столицы. И знал, что согласие на дар Советского Союза – это историческая необходимость.

Символ порабощения
В том году, когда было принято решение о строительстве дворца, власть ПНР в молниеносном темпе перепахивала облик восстанавливаемой Варшавы. На бывшей Банковой площади стоял уже готовый к открытию памятник Феликсу Дзержинскому, из-под строительных лесов на Иерусалимских аллеях проглядывали современные конструкции Центрального универмага.


Однако Дворец культуры и науки имени Сталина был самым важным.
Дворец, подаренный Польше Сталиным, должен был стать символом порабощения. Таким вот образом в самом центре Варшавы архитектура переплелась с политикой.

Официально подарок Советского Союза вызывал эйфорию. «Неужели просто так, бесплатно? Неужели в качестве доказательства и выражения дружбы? Ради того, чтобы помочь братскому народу?»


Огромную заинтересованность строительством дворца выражали даже дети.

Переплетенные в коленкор альбомы газетных вырезок тех лет полны фотографий подъемных кранов и репортажей со строительной площадки.

Для проектирования своего подарка Сталин отрядил Льва Руднева.
Среди его произведений и такое широко известное сооружение, как Московский университет им. Ломоносова на Ленинских горах, форма которого должна была стать образцом для варшавской новостройки.

Во время возведения Дворца погибло 16 человек, в том числе двое детей, которым свалились на голову строительные леса. За их могилами на православном кладбище в варшавском районе Воля ухаживают работники дворца.


В 1955 г., во время передачи дворца варшавянам, он получил официальное имя – Иосифа Сталина, а перед главным фасадом установили памятник вождю.

Здание, имеет более трех тысяч помещений, а его высота вместе со шпилем составляет 234 метра.

Свидетель истории
В октябре 1956 г., дворец стал свидетелем политических перемен. С почетной трибуны незаметно исчез маршал Рокоссовский. Выпущенный из тюрьмы Владислав Гомулка выступал на заполненной людьми площади Парадов. В какой-то момент толпа захотела ворваться во дворец, где находился радиоузел. Обслуживающий персонал подпер мощные двери дубовыми скамьями. Забаррикадировавшись таким образом, они отразили штурм – единственный в истории здания.

Хотя дворец со временем стал считаться своего рода мирским храмом, дух места не был милостив к новым героям. В 1963 г. огромный, площадью почти в тысячу квадратных метров, зал им. Феликса Дзержинского сгорел до голого кирпича.
Тогда говорили, что история по справедливости рассчиталась с кровавым Феликсом.
В красном антураже Зала конгрессов проходили съезды Польской объединенной рабочей партии.


Это сооружение было центром культурных событий, делавших заметно светлее серую пээнэровскую действительность.


И предлагало множество заманчивых развлечений. Здесь пели Марлен Дитрих, Ян Кепура, Ив Монтан, а Пол Анка ушел со сцены, когда поступило сообщение об убийстве президента Кеннеди.


Здесь в 1967 г. выступала группа «Роллинг стоунз».

Для экскурсий, которые приезжали посетить столицу, осмотр Дворца культуры представлял собой железный пункт программы.
Туристов всегда притягивала терраса со смотровой площадкой.

И, хотя Руднев запланировал тут кафе «Под шпилем», власти приняли решение зарабатывать на панораме города. Вплоть до 80-х, пока на этой террасе не установили заграждение, гарантирующее безопасность, она служила отчаявшимся как место эффектных самоубийств.

В бурные 80-е годы дворец вступил как свидетель истории. 13 декабря 1981 г. военное положение застало тут врасплох участников памятного Конгресса польской культуры.

В подъездах и на лестничных клетках появились солдаты с «калашниковыми».


В 1987 г. здание, запланированное как мирской храм, послужило самым настоящим алтарем. Площадь Парадов и прилегающие к ней улицы никогда не видели более многолюдных толп, чем на варшавском богослужении с участием Папы Иоанна Павла II.

Символ капитализма
После 1989 г., когда пришел конец братской дружбе между польским и советским народами, из главного вестибюля дворца внезапно исчезла бронзовая скульптура работы Алины Шапошниковой, изображающая двух строителей Дворца культуры – поляка и советского гражданина с флагом в руке.

Социалистический дворец полностью влился в рыночную экономику.
Здесь пребывали Польская Академия наук, ПЕН-клуб, Управление атомной энергетики, Несколько этажей занимал Варшавский университет.


Сегодня, помимо учебных заведений и ПАН, тут располагаются городской совет, банки, школы танца, медицинские центры, частные фирмы.

С начала 90-х в головах архитекторов блуждали все более смелые проекты уничтожения дворца. Чеслав Белецкий предлагал вбить в тело здания со стороны Иерусалимских аллей – на месте Музея техники – своего рода клин, разместив в этой точке Соцландию, забавно-издевательский музей коммунизма.

На объявленном в середине 90-х годов архитектурном конкурсе победил проект, предусматривавший возвести вокруг дворца несколько небоскребов, чтобы уменьшить воздействие сталинского творения на столицу.


Для молодежи он стал символом поп-культуры.

А совсем недавно оказался даже героем скандала, когда знаменитая американская сеть ресторанов «Хард-Рок Кафе» в ходе кампании, рекламировавшей ее первое заведение в Центральной и Восточной Европе, использовала стилизованное изображение дворца, вписав его в фон с гитарой.


В соответствии со стратегией фирмы каждый, из 124 ее ресторанов, имеет собственный логотип, как-то соотносящийся с городом, где он располагается.
Оказалось, что Варшава сильнее всего ассоциируется как раз с дворцом.

По материалам: http://www.novpol.ru, http://www.svsadovnikov.narod.ru, фото с сайта http://www.pkin.pl/

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s