Что мы знаем об Art Deco…

Art Deco

Хочется подробнее рассказать о стиле Art Deco не только, как о стиле в архитектуре или интерьере, а как о целом направлении в эстетике, которое изменяла виды городов по всему миру, от Нью-Йорка до Шанхая, оказывая влияние на все сферы дизайна от модной одежды до мебели, от кино до интерьеров, от ювелирных изделий до предметов ежедневного обихода.


Во Франции стиль Art Deco ориентировался в первую очередь на рынок предметов роскоши он охватил все сферы дизайна, живописи, ювелирного искусства, интерьеров, мебели. В дизайне интерьеров и мебели господствовали два направления этого стиля, каждый с собственными эстетическими ценностями: стиль будуара 1920-х, в котором роскошные материалы использовались для создания объектов в экзотическом восточном стиле, пример тому мебель Жака Эмиля Рюльмана. Если обратиться к примерам мебели Рюльмана, то для нее характерно дорогие материалы и утонченная отделка, при создании этой мебели использовали: черепаховый панцирь, слоновую кость, перламутр, полудрагоценные камни, серебро, шагрень, акулью кожу, шкуру пони.
Art Deco
В США для стиля Art Deco были характерны роскошь, полет воображения, эскапизм – стремление уйти от действительности. Голливудский стиль, который задавали голливудские фильмы и наряды звезд, был заметны повсюду, от Бродвея до интерьеров частных домов и архитектуры небоскребов.
Art Deco
Rita Hayworth, фильм Гильда, 1946г., «Put The Blame On Mame»

К 1920-м американские дизайнеры также начали черпать вдохновение в механистических и индустриальных формах, используя в своих работах повторяющиеся и перекрывающиеся геометрические узоры, цветные изображения с прямыми линиями, шевроны и молнии (символизировавшие электричество), а также зигзагообразные рисунки. В результате от изысканной декоративности в 1920-х этот стиль пришел к элегантному функционализму в 1930-х.

Art Deco

В Британии голливудский стиль отразился на роскошных, броских интерьерах многочисленных кинотеатров сети «Одеон», расположенных в Лондоне и его окрестностях, включая «Лейчестер-сквер Одеон», где кресла были обиты тканью с леопардовым рисунком, а стены оклеены золотистыми тиснеными обоями.

Art Deco стал последним европейским стилем, который сочетал абсолютно несоединимое. Именно благодаря этой своей особенности, он оказал существенное влияние на многие появившиеся позднее виды искусства.

Казалось бы, ну что может быть общего между первой туристической поездкой, организованной Томасом Куком для 570 членов общества трезвости из Лейстера в Лафборо в 1841 году, куполом Galeries Lafayette, пудреницами, например, … и голливудской звездой Джоан Кроуфорд? (не путать с Синди Кроуфорд).

Art Deco

Может быть, Томас Кук и не причем, но все же, его благие начинания на почве только что зародившегося туризма произвели тектонические сдвиги, и народ поехал, полетел и поплыл… Сначала на восточных экспрессах и на воздушных шарах. В 1882 году с подачи Кука было совершено первое кругосветное путешествие. По всему миру стали появляться гостиницы с английскими названиями — Англитэры и Виндзоры, и основными путешественниками стали богатые англичане. И если регулярное сообщение Лондона с Нью-Йорком началось с неспешных регулярных пароходов в 1838 году, то с 70-х годов появились первые морские путешественники, и в 1907 году на воду спускаются трансатлантические лайнеры Сириус, Луизиана, Мавритания. Путь из Лондона в Нью-Йорк занимает три с небольшим дня.
Первая мировая война ненадолго приостановила это поступательное движение из Старого Света в Новый и обратно. В конце 20-х на воду спускается лайнер Иль де Франс, в 1935 — Нормандия. «Плавучие отели», так еще называли эти гигантские корабли, предполагали богатую публику. На борту, включая обслуживающий персонал было около 5 тысяч человек.
Архитекторы, приглашенные на создание проектов лайнеров, не были ущемлены в средствах, но перед ними стояла еще совсем новая задача решения больших и высоких пространств — залы-рестораны, кинозалы, бассейны. Одним из таких архитекторов был француз Пьер Пату (Pierre Patout — 1879-1965).
В 1925 году Пьер Пату выступил, как автор проекта, сделанного специально для Всемирной выставки в Париже — Павильон Коллекционера(Hotel Collectionneur, pavillion Ruhlmann). На этой выставке, кстати, участвовал наш замечательный архитектор Константин Мельников. Помимо оформления павильона СССР, в одном из залов он представил проект мавзолея Ленина. ( Мавзолей Мельникова простоял вплоть до окончания войны, и только после Щусев из деревянной постройки сделал каменную, в целом, сохранив идею усеченной пирамиды Мельникова). Возможно, не слишком корректно сравнивать ритуальную постройку с жилым особняком, но на лицо явные совпадения поисков новых форм. Фасад особняка сочетает в себе центричность с поисками дополнительных ступенчатых объемов. В прессе писали об индустриальном люксе (шике), который удалось передать архитектору.

Art Deco

В интерьерах особенно хорошо видно как заново осваивается внутренне пространство — минимум мебели, элегантная геометрическая разряженность.

Art Deco

После этой выставки Пату начинает работать на проектами для трансатлантического лайнера Иль де Франс. Основными проблемами для архитектора было подстроиться к новой эстетике — материалов, больших пространств, соединить декор с функциональностью, и все это должно учитывать один важнейших фактор – море, условие обязательное. Эти корабли потрясали воображение — роскошью, масштабами.

Art Deco

Рассматривая фото и эскизы, в первую очередь, обращаешь внимание на освещение. По понятным причинами все светильники должны быть стационарными, отсюда витражные из однотонного матового стекла потолки с подсветкой, обилие квадратных и прямоугольных ламп и бра, торшеры с прямоугольными плоскими плафонами. В больших высоких залах стояла явная задача доминанты в пространстве — появляются декоративные вазоны на подставках, стеклянные каскадные колонны, они также обыгрывались подстветкой. Интерьеры Иль де Франс на современников производили неизгладимое впечатление.
Art Deco
Art Deco

Art Deco

Art Deco

В Монреале в одном из торговых центров города еще до 2000 года можно было посетить ресторан в точности повторяющий один залов-ресторанов этого лайнера.
Art Deco

Следующим океанским лайнером, в проекте которого участвовал Пьер Пату, стала легендарная «Нормандия». Новый корабль Нормандия был пущен на воду в 1935 году. Это событие, которое означало выход из Великой Депрессии. Пьер Пату не остался в стороне. И если в прессе о первом его детище «Иль де Франс» пишут в основном о знаменитом Мраморном зале-ресторане и бассейне, то Нормандия всех поражала своими масштабами. В рекламе даже использовался ход наложения изображения корабля на Таймс-сквер, чтобы подчеркнуть размеры Нормандии.
Art Deco

Здесь и прогулочная застекленная терраса около 300 квадратных метров, 11 только пассажирских лифтов, зимний сад и сад с птицами, гараж на 100 авто, около 900 кают с чугунными ванными и прочей сантехникой. Один лишь только зал ресторана на тысячу мест занимал высоту трех межпалубных пространства. В этом зале не было окон, но, не смотря на это, зал был освещен с помощью светящихся стеклянных колон — 12 в середине и 38 по периметру стен, так что этот лайнер заработал себе прозвище «Нормандия Корабль Света».

Art Deco

Art Deco

Стены были покрыты барельефами с пейзажами Нормандии, топографические особенности местности оформлены золотом на красном фоне мрамора. Длина обеденного зала составляла 305 футов, входные двери в этот зал были высотой около 20 футов, кто-то даже сравнивал размер этого зала с Зеркальным залом Версаля. К услугам гостей корабля были представлены бассейн, тренажерный зал, библиотека, тир, ночной клуб, часовня, детская игровая комната.

Art Deco

Art Deco

При работе над проектом необходимо было учесть основные ориентиры этого корабля – комфорт, удобство и беспрецедентная роскошь, в связи с чем была увеличена изначальная длина судна. В оформлении лайнера «Нормандия» участвовали французские художники, скульпторы, дизайнеры, такие как Эмиль-Жак Рюльман, Рене Лалик, Жан Дапас, Альфред Огюст, Жюль Лелу и другие. Свой первый рейс Нормандия совершила в 1935 году из Le Havre до Нью-Йорка. В Нью-Йорке журнал Vogue отметила этот лайнер прозвищем «Франция на плаву», именно так оценивали корабль, как посла французского вкуса.

Art Deco

Роскошный декор интерьеров в стиле Art Deco был лишь фоном для знаменитых пассажиров лайнера, Нормандия принимала на борт таких известных персон как Эрнест Хемингуэй, Марлен Дитрих, Walt Disney, Сальвадор Дали, Дуглас Фэрбенкс-младший, Джеймс Стюарт, Бинг Кросби и других.

Таким образом, Art Deco формировал сам образ жизни людей в межвоенные году, их манеру одеваться и разговаривать, работать и отдыхать. В его власти находились индустрия развлечений и сферы искусства (Стерноу Сюзанна АРТ ДЕКО полеты художественной фантазии. Нью-Йорк, 1997г.)

Параллельно с проектом лайнера Нормандия в 1934 году Пьер Поту проектирует свой знаменитый особняк Дом-корабль (Пакебот) в Париже, до сих пор благополучно сохранившийся bl. Victor, 2 (15 округ).

Art Deco

Интересно отметить, что в 1927 году в Москве появляется первый Дом-коммуна в виде корабля, построенный архитектором Моисеем Гинзбургом (Дом Наркомфина — Новинский бульвар 25). Дальше больше — Здание Наркомзема Щусева (пр. Сахарова) 1929 год, Дом культуры им. Русакова на Стромынке Константина Мельникова, выстроенный в виде шайбы в 1927 г., ДК им.Зуева на Лесной Ильи Голосова (1928 г.).

Art Deco

Art Deco

Удивительно, что на фоне благополучной Европы советская архитектура в обстановке экономического кризиса и разрухи развивалась и вырабатывала новые подходы к архитектурному формообразованию. В этот период строились дома, уступающие своим коллегам за границей лишь качеством кирпича и отделочных материалов, мысль значительно опережала более благополучных европейских коллег. В 1934 году в Москве на улице Моховой архитектором Жолтовским строится уже первое программное неоамприное здание. Но советский конструктивизм заслуживает отдельного разговора, поэтому вернемся к французу.
Объединяло советских архитекторов и Пьера Пату то, что были одни и те же задачи, экономичный вариант дома, жилье для сдачи в наем. Заказчиками озвучивались условия, что одна из сторон здания должна выходить террасами во внутренний двор. Не характерно для Парижа то, что у дома появились не просто номинальные балкончики, а балконы-террасы, выступающие из линии фасада. Также как и в Советском Союзе, недорогие материалы — бетон, деревянные межэтажные перекрытия. Внутренняя отделка очень скромная. Но есть в этом доме квартиры со сдвоенной этажностью. Интересен узкий торец здания, в котором, как утверждают, была студия архитектора. Архитектура и внутрянняя планировка дома напоминают океанский лайнер.
Art Deco
Эта уже новая архитектура, которая ознаменовала уход от декоративности и использования дорогих материалов, а также стремление найти новое выражение архитектурной формы и организации пространства.

Art Deco

Art Deco как стиль можно рассматривать, как предвестника (но не предшественника) новой архитектуры и переход от сложной элитарной направленности эстетики дизайна к массовому производству доступного для большинства.

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s